Русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель, участник Великой Отечественной Войны, академик, Лауреат Нобелевской премии по литературе и все это об одном человеке – Александре Исаевиче Солженицыне. За долгие годы жизни судьба забрасывала Александра Исаевича и в Европу и на Американский континент.
В Самаре Александр Исаевич Солженицын был трижды. Первый раз это случилось в 1939 году, когда он с товарищем приплыл сюда на байдарке по Волге. Город четыре года назад переименовали в Куйбышев, но он оставался тих, спокоен и по-доброму провинциален. Берег Волги был занят пристанями, причалами и разного рода складами. Чуть выше начинались жилые дома, а ещё выше шла бывшая Дворянская улица, пересекавшаяся с Панской. Здесь сохранился центр с благоукрашенными каменными зданиями, присутственными местами и городским шумом. В центр Солженицын с товарищем подниматься не стал и у него осталось очень тёплое воспоминание о тишине и патриархальности города.
Второй раз в Куйбышеве, Александр Исаевич оказался уже не по своей воле. В 1950 году он находился здесь несколько недель в пересыльной тюрьме. Располагалась тюрьма на нынешнем Волжском проспекте, там, где сейчас по странному стечению обстоятельств находится автомобильная штрафстоянка. Кругом стояли рабочие бараки – место это, тогда для города было окраинным. А выше шёл высокий долгий травяной холм.
И вот как-то летним и пасмурным днем на круче появилась городская женщина. Приставив руку козырьком, она стала рассматривать зону сверху. На разных дворах гуляли в это время три многолюдные камеры – и среди этих густых трех сотен обезличенных муравьев она хотела увидеть своего! Надеялась ли она, что подскажет сердце? Ей, наверно, не дали свидания и она взобралась на эту кручу. Со дворов её все заметили, и все на нее смотрели. В низине не было ветра, а там наверху был изрядный. Он откидывал и трепал ее длинное платье, жакет и волосы, выставляя всю ту любовь и тревогу, которые были в ней. Этот образ очень запал в сердце Александру Исаевичу, и когда он оказался в Самаре в третий раз, он вспомнил об этом и сказал, что, если ставить памятник русским женщинам, то он должен быть именно таким.
Третье посещение Солженицыным города, вернувшего себе историческое имя – Самара, было триумфальным. В 1995 году он возвращался из эмиграции и совершал знаменитое путешествие на поезде через всю Россию от Владивостока до Столицы. Встреча с писателем проходила в «Доме учёных», который располагался на возвышенной части города. Как раз над тем местом, где располагалась та самая пересыльная тюрьма, а рядом был тот самый холм. Только там стоял уже другой памятник: человек, гордо поднявший крылья в небо. Сейчас эта площадь – одно из красивейших мест Самары, и мало кто помнит, что когда-то на этой круче стояла женщина, а снизу, из пересыльной тюрьмы на неё смотрел Александр Исаевич Солженицын.