Единственный русский учёный-химик, удостоенный «Нобелевской премии» Николай Николаевич Семёнов начинал свой путь в науку в Самаре, куда семья переехала из Саратова в 1909 году. Глава семейства – отставной военный видел будущее сына так же на военном поприще и потому тринадцатилетнего Колю перевели в третий класс реального училища, которое не считалось элитным: потомственных дворян там обучалось не более пяти процентов. Но это – Самара, а здесь для каждой судьбы уготован свой поворот. Само реальное училище было только что реконструировано купцом Субботиным и приобрело тот монументальный вид, который сохранился и поныне. Это здание по улице Алексея Толстого, дом 31. Попечитель Субботин заботился не только о материальном благосостоянии училища, но и о педагогическом составе: к зданию училища был пристроен жилой корпус для учителей, поэтому преподавать здесь считалось большой удачей.
И вот в один прекрасный день в училище появился новый преподаватель. Маленького роста, с круглым лицом и с голубыми мечтательными глазами. Это был учитель физики Владимир Иванович Кармилов. Надо напомнить, что дело происходило в начале XIX века, когда закладывались основы современной физики и были открыты новые теории, которые произвели переворот в тогдашней науке. Новый учитель начал свои занятия с того, что ввел в курс всех этих новых учений… Перед учениками открылся увлекательный мир науки, вызывающий горячее стремление проникнуть в него и овладеть им. Так молодой учитель зажёг в юном Коле Семёнове увлечение физикой.
До этого будущий учёный увлекался химией, которая делала его своеобразным героем среди учащихся. Дома Коля собирал некое подобие «бомбочек», которые потом испытывал под восторженные возгласы одноклассников в «Струковском саду». Кто бы мог подумать тогда, что именно за разработку химических цепных реакций и теорию теплового взрыва в 1956 году Николай Николаевич Семёнов будет удостоен «Нобелевской премии».
Но до этого надо было убедить Николая Семёнова-старшего в том, что сыну нужно идти в науку, а не в военное училище. И Кармилову это удалось! Но главное, что сделал Кармилов – он настроил Семёнова на работу на стыке наук. Это и стало мощнейшей движущей силой его научной карьеры на протяжении полувека. О том, что за физической химией будущее, учитель объяснил просто, предложив назвать химическую формулу воды, льда и пара. Это все аш-два-о, но можно ли сказать, что свойства воды, льда и пара совершенно идентичны?
Великий учёный Николай Николаевич Семёнов помимо «Нобелевской премии» дважды отмечен званием Героя Социалистического Труда, девятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, Ленинской премией, дважды – Сталинской премией и Большой золотой медалью имени Ломоносова.
Память о нём в Самаре увековечена мемориальной доской на здании училища. Возможно, и сегодня среди самарских школьников растут будущие светила науки. Пример для подражания у них есть.