Возле Самары Волга делает крутой поворот и начинает течь чуть ли не в противоположном направлении, образуя уникальную Самарскую Луку. Так и в жизни многих людей, попадавших в Самару, случались крутые повороты.
В 1893 году скромный пятнадцатилетний юноша приехал из лежащего чуть ниже по течению Волги Хвалынска поступать в железнодорожный техникум. Экзамены он провалил, опустошённый бродил по городу и вдруг наткнулся на надпись «Классы живописи и рисования». Всё, казалось потаённое, о чём страшно было и мечтать, всколыхнулось в нём. Особенно знакомство в двенадцатилетнем возрасте с иконописцами-старообрядцами, которые очаровали мальчика древним новгородским письмом. Юноша поднялся по лестнице и замер перед дверью, на которой значилось: «Федор Емельянович Буров, «Императорской Академии художеств» классный художник первой степени». Невероятно! Императорский художник первой степени! Юноша скатился с лестницы и долго ещё блуждал по городу, не веря, боясь и в тоже время, лелея надежду, что это именно то, для чего он приехал в Самару. На следующий день с трепетом он принёс свои рисунки. Фёдор Емельянович отнёсся к ним благосклонно и предложил юноше начать у него заниматься. Звали юношу Кузьма Петров. К отцовской фамилии ещё прочно прилепилось доставшемся от деда прозвище «Водкин».
Так начался путь к художественным вершинам одного из выдающихся художников ХХ века Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
Буров дал будущему великому художнику первоначальные сведения по обращению с карандашом и о разных видах штриха. Большего, наверное, он дать и не мог, но этого оказалось достаточно, чтобы молодой художник поверил в себя. Он уже сам ходил по городу и делал зарисовки улиц, домов и природы. Излюбленным местом для этюдов стал обрыв возле драматического театра, ныне известный как «Сквер имени Пушкина». Отсюда открывается великолепный вид на Волгу и Жигули. По правую сторону – «Иверский монастырь», по левую – «Струковский сад». Это и сегодня одно из любимых мест горожан.
Императорский художник первой степени Буров, словно исполнив, свою миссию на земле, через год отошёл ко Господу. Петров-Водкин попытался работать самостоятельно: рисовал вывески, работал с иконописцами, но Самара уже указала путь – в июле 1895 года Петров-Водкин приехал в Петербург, а в конце августа выдержал экзамен в «Центральное училище технического рисования» барона Штиглица «в числе первых учеников». Затем последует учёба в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества», где одним из его наставников станет Валентин Серов, и стажировки в частных академиях Парижа. В 1912 году из-под его кисти выходит знаменитое «Купание красного коня».
Самара помнит о великом художнике, которого она спасла от железнодорожного поприща. Здесь уже почти полвека с успехом работает «Самарское художественное училище имени Петрова-Водкина», многие выпускники которого стали академиками живописи и известными мастерами своего дела.