Одной из достопримечательностей Самарского края является Сызранский железнодорожный мост через Волгу. С какой бы стороны не подходил к нему поезд, пассажиры тут же обращаются к окнам и несколько минут, пока под ними проносится широкая Волга, восторженно смотрят на открывающиеся перед ними простор и красоту.
Долгое время этот мост назывался «Александровским», в честь Александра II. На следующий год после его восшествия на престол начал обсуждаться грандиозный проект строительства моста через Волгу, который связал бы центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком. А торжественное открытие моста состоялось за полгода до того, как жизнь Александра II трагически оборвалась. Таким образом, мост соединил годы правления царя-реформатора.
В середине позапрошлого века Россия переживала бурный экономический рост, чему, в том числе, во многом способствовала всё более разрастающаяся сеть железных дорог. Одно из главных направлений было восточное. Его ещё называли «хлебным». Именно из Поволжья и Сибири доставлялся в центральную часть России хлеб. В другом направлении шли промышленные товары. Грузы доходили до берегов Волги, баржами их переправляли на другой берег и снова грузили на поезда. Всё это было крайне трудоёмко. Нужно было строить почти полуторакилометровый мост через Волгу. Это казалось невероятным: в Европе таких протяжённых мостов не было.
Впрочем, русский человек особо-то не задумывается самый большой мост или не самый: надо так надо. И 17 августа 1876 года началось строительство.
Стройка поражала размахом. Прежде чем начать покорять Волгу, у места строительства была создана производственно-жилая инфраструктура: дома для расселения рабочих и служащих, больницы, конторы, мастерские, склады и бани. Сырье для строительства моста поставлялось из разных уголков Российской империи. Бутовый камень для опор брался с «Царёва кургана». Ледорезы покрывались выборгским гранитом и валунами с реки Шексны. Из Костромы было сплавлено под Сызрань свыше ста тысяч бревен. Из Риги доставили миллион пудов цемента и свыше ста сорока тысяч пудов железа для кессонов. Было привезено свыше трёхсот сорока тысяч пудов финского гранита и валунов. Специально по заказу правительства на Бельгийских заводах изготовили тринадцать мостовых пролетов. Только так – «всем миром» стало возможным осуществление одного из самых грандиозных проектов XIX века…
Торжественное открытие «Александровского моста» состоялось 30 августа 1880 года. Освятил мост епископ Серафим. Почти сорок лет «Александровский мост» верой и правдой служил российской империи, обходясь без реконструкций и капитального ремонта. Но в самом начале Гражданской войны его взорвали отступающие белочехи, повредив несколько пролётов. Покушались разрушить мост и немцы во время Великой Отечественной войны.
Но вместе со страной мост восстанавливался, сражался и поныне продолжает трудиться на благо Отечества.