В городе Самаре на улице Москательной (ныне Льва Толстого) под номером 89 стоит каменное трёхэтажное здание, построенное в стиле модерн. В конце XIX — начале XX веков в этом доме жил и трудился известный самарский живописец, иконописец и фотограф Владимир Александрович Михайлов. Частыми гостями в доме художника были друзья по «Московскому училищу живописи и зодчества» Станислав Жуковский, Константин Юон и Витольд Бялыницкий-Бируля. Бывал в доме Михайлова и великий русский художник Василий Иванович Суриков.
В 1914 году Владимир Михайлов был мобилизован в армию и вместе с семьёй уехал в Харбин на охрану Китайско-Восточной железной дороги. Всем пассажирам, прибывающим в Китай на железнодорожную станцию Харбин, до середины двадцатого столетия, открывался прекрасный вид на город и на пятиглавый православный «храм в честь Иверской иконы Божией Матери». Это строгое величественное здание с крупными простыми ступенчато повторяющимися формами, напоминающее архитектуру ярославского каменного зодчества. Храм был возведён на деньги приходской общины «Никольского храма» в Харбине, при поддержке семьи российского императора Николая II. Так как храм был построен в память о погибших в русско-японской войне воинах, он получил ещё одно наименование – «Офицерский».
Именно Владимиру Михайлову выпала честь расписывать стены этого храма. Образцами росписи стали фрески «Киевского Владимирского собора», выполненные художниками Васнецовым и Нестеровым. Живописный сюжет не был типичным для русских православных храмов. Георгий Мелихов так описывает роспись «Иверской церкви» в своей книге «Маньчжурия далёкая и близкая»: «В этой живописи тесно переплелись между собой батальные и религиозные мотивы. Живость и драматизм изображённых ситуаций, сочные краски производили сильнейшее впечатление. Например, вдали ещё кипит ожесточённый бой, а на переднем плане умирает русский солдат – белокурый, голубоглазый, с Георгиевским крестом, и, как подобает церковной живописи, с разверзшихся небес к солдату сходит Христос, чтобы вознести на небо его душу, а внизу – соответствующий евангельский текст. Или страшное в своей жестокости и обнажённости поле только что пронёсшегося боя: убитые и искалеченные люди, кровь, огонь и дым. И по полю, закрыв лицо руками, проходит Христос. Он плачет». Вдоль оконных проёмов были начертаны имена Георгиевских кавалеров. Иконостас был выполнен из тёмного дуба и украшен богатым резным орнаментом. Здесь также находились переданные на вечное хранение иконы и полковые знамёна воинских частей, покидавших северо-восток Китая после войны.
В начале шестидесятых годов храм был закрыт и до настоящего времени богослужения не совершаются. Стоит в запустении, обезглавленный, с разбитыми окнами, прокопчённый, притеснённый со всех сторон новыми домами. Вид храма производит тяжёлое впечатление и у помнящих его былое величие, вызывает слёзы жалости и вины перед ним. В 2017 году китайскими властями начата реставрация «Иверского храма». Остаётся надеяться, что власти города восстановят его былую красоту, и он будет радовать глаз не только туристов, но и современных харбинцев, которые помнят и любят достопримечательности своего города. А слава и доблесть русских воинов будет вновь увековечена на его стенах и в звучащих о них молитвах к Богу.