Александр Александрович Щербачёв (старший)

* Поделиться

Когда мы говорим о красоте того или иного города, то прежде всего имеем в виду его архитектуру: Дореволюционные особняки и храмы в сочетании с современными зданиями из стекла и бетона, широкие проспекты или, наоборот, узкие извилистые улочки с магазинчиками и мелкими торговыми лавками, просторные парки с аттракционами или тихие зелёные скверы, а также природный ландшафт, на котором этот город расположен. Город Самара построен на живописном волжском берегу, что уже делает его привлекательным для жизни. И как у каждого города, у Самары есть своя история, своя отличительная черта архитектурного замысла и своя неповторимая изюминка. Над созданием образа купеческого и промышленного города на Волге трудились ведущие зодчие страны. Каждый из них внёс неоценимый вклад в развитие города, его красоты и величия.   Одним из главных градостроителей Самары является Александр Александрович Щербачёв. На протяжении четверти века, с 1889 по 1912 годы, строительство Самары было в значительной мере связано с его именем. Десятки проектов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий – таков творческий диапазон мастера. На должность «главного архитектора Самары» Щербачёва пригласил городской голова Пётр Алабин. В обязанности городского архитектора входило составление проектов и смет различных построек, выдача разрешений на строительство и осуществление контроля над соблюдением строительного права. На рубеже XIX-XX веков Самара быстро застраивалась. Были годы, когда только за один летний сезон возводилось от двухсот до трёхсот зданий.

Одним из главных строительных объектов стал «Воскресенский кафедральный собор» на «Соборной площади» (ныне площадь Куйбышева), возводимый по проекту петербургского профессора архитектуры Жибера. Щербачёв, сразу же после вступления в должность, подключился к надзору за ходом строительных работ, в ходе которых регулярно вносил изменения в проект. Первой целиком самостоятельной работой архитектора в городе стала небольшая «часовня в честь митрополита Алексия» на берегу Волги. Позднее архитектор спроектировал часть построек «Никольского мужского монастыря», от которого ныне осталась лишь арка въездных ворот по улице Осипенко, а также сохранившуюся до наших дней «Церковь во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии».

После ухода Щербачёва с государственной службы основной темой его работ стали частные особняки, что способствовало истинному раскрытию таланта мастера. Наш город до сих пор украшают неповторимые по своему облику «щербачёвские» особняки Бема, Белоусова, Шихобалова, Клодта, Наумова и других известных самарских жителей. Последней его работой стал комплекс зданий духовного училища на Соборной улице (ныне улица Молодогвардейская). Александр Александрович Щербачёв умер 10 апреля 1920 года и похоронен на кладбище «Иверского женского монастыря». В наследство городу от него осталось более тридцати разнообразных зданий – прекрасных образцов градостроительных шедевров дореволюционной Самары.

Источник фото — сайт archive.samregion.ru