Легендарный для Самары человек Ваган Гайкович Каркарьян родился в Баку в интеллигентной армянской семье. Сегодня такая фраза может вызвать в лучшем случае удивление. Но это действительно так: никто как бакинский армянин не смог передать русскую душу в рисунках старой Самары. Именно Вагану Гайковичу принадлежат уникальные альбомы, в которых город запечатлён в период своего бурного расцвета на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков.
Впрочем, знаковой фигурой для Самары Ваган Гайкович стал ещё в шестидесятые годы прошлого века. Он родился в 1934 году. Окончил «Московский архитектурный институт» и в 1958 году переехал в тогдашний Куйбышев. Удивительно, но именно молодому архитектору поручили разработку генерального плана застройки города. В Куйбышеве в то время бурно развивалась промышленность. В первую очередь космическая, которая тянула за собой авиационную, металлургическую и нефтеперерабатывающую. Самарская область стала мощнейшим индустриальным центром и важнейшим транспортным узлом Советского Союза. Это конечно же отражалось и на облике города, и вплоть до 90-х годов определяющим в градостроительстве оставался план, разработанный Каркарьяном. Весь современный центр Самары, сформировавшийся вокруг «площади Славы», это во многом его заслуга. При этом архитектору удалось сохранить старый купеческий центр города. И если в каждом городе обычно существует одно градообразующее место, то в Самаре их получилось два. Они совершенно равнозначны и одно не стремится затмить другое. По крайней мере так было при Вагане Гайковиче. Затем ему удалось объединить в единое целое исторически сложившийся город на берегах рек Волги и Самарки с «Безымянкой», которая во многом спонтанно выросла во время Великой Отечественной войны.
В 1977 году авторский коллектив, который возглавлял Ваган Каркарьян, выиграл Всесоюзный конкурс по проектированию нового центра города. Было предложено простое и эффективное решение: построить альтернативный центр-сити вне старого города. Он должен был оттянуть на себя деловые и общественные функции. Это позволяло сохранить исторический город и освободить его от транспортных потоков. Предлагался геометрический центр в районе Ботанического сада и Загородного парка. Но началась перестройка, и эту площадку власти бездумно отдали под частные особняки. Историческую Самару стали сносить.
Тогда Каркарьян стал рисовать уходящую Самару, чтобы сохранить ее хотя бы в рисунках. Он бродил по городу и зарисовывал старые дома. Он чудесным образом передавал не сегодняшнее их плачевное состояние, а первоначальный облик, восстановленный им на холсте по остаткам резьбы или рельефа. Чуть ли не каждый год он выпускал по новой книге о Самаре – красивой и отлично иллюстрированной. Почти полтысячи удивительных рисунков…
За полтора месяца до смерти Ваган Гайкович крестился и в крещении получил редкое имя Агн. По-латыни это имя означает «агнец». Ваган же в переводе с армянского значит «щит». Получается, что Ваган Каркарьян был не только щитом – он стал агнцем, жертвенно служившим своей профессии, Самаре, людям, а значит, и Богу.