Среди оренбургских степей рядом с селом Тугустемир возвышается величественной красоты храм. Он как богатырь, отстоявший правду в долгой осаде, и снова зорко наблюдающий окрестные границы. Откуда явилась такая красота? А известно откуда – от Любви.
Служил в середине XIX века в Оренбурге на пограничной таможне тайный советник Виктор Иванович Звенигородский. Был он знатного рода, богат, а в Тугустемире имел поместье. Женился на девятнадцатилетней красавице Екатерине – дочери вдовы-подполковницы. И каждые два года рождались у них дети. Десять лет было дано этому земному счастью. А потом Екатерина неожиданно заболела чахоткой и умерла.
Тогда Виктор Звенигородский решил построить храм в честь великомученицы Екатерины Александрийской и чтобы этот храм был обязательно самым лучшим. Потому что любящее сердце всегда приносит в дар самое лучшее.
В Оренбурге в то время жил великий русский писатель и учёный, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль, который познакомил Звенигородского с другим великим человеком того времени – архитектором Константином Тоном. Прославился знаменитый архитектор тем, что создал «русско-византийский стиль» в архитектуре. По его проектам строились храмы, дворцы и железнодорожные вокзалы. Самым известным его шедевром является храм Христа Спасителя в Москве. В таком же стиле был задуман и храм великомученицы Екатерины в далёком оренбургском селе Тугустемир.
Строительство началось в 1852 году. Каждого крестьянина села обязали принести на строительство церкви по несколько сотен яиц, так как кирпичи клали на раствор, в который мастера добавляли яичный белок. Кирпич для церкви делали из местной глины на кирпичном заводе за селом. Его не возили с завода к месту строительства, а люди становились цепочкой и передавали кирпичи из рук в руки. В окна вставили решетки с большими ячейками, а в ячейках – стекла разных цветов. Под куполом висело паникадило огромных размеров, на котором было множество свечей. Снаружи церковь украшали каменные фигуры двенадцати апостолов. Расписывал храм в течение семи лет художник-самоучка Платон Фёдорович Рудин. Работа велась только в летние месяцы. Помогали ему брат Георгий и жена Зинаида.
Так общим тщанием и Любовью явилось чудо в степи: один из красивейших храмов Оренбуржья – Екатерининский.
Его пытались разрушить. В 1928 году горисполком даже специальное постановление издал, но как ни подступались к чудесном храму – смогли только купол с колокольни сковырнуть, да кресты оторвали. Когда поняли, что эти стены не одолеть, приспособили храм под склад. Величественный храм претерпел все эти поругания и вот теперь идёт его восстановление. Идёт не быстро, ибо красота требует особо бережного обращения. И Любви. А Любовь возвращается. Это уже видно потому, как тысячи паломников приезжают в Тугустемир в знаменитый храм. Восхищаются его красотой и величием и уносят с собой Любовь, которая по-прежнему живёт в храме и великомученица Екатерина щедро делится ею со всеми с верою притекающими людьми.