Как много святых поставила Россия пред Богом в прошлом веке! Они-то и вымолили русскому народу время на покаяние. Вот и живём их молитвами и Божьей милостью. Да ещё ропщем: «мол, то не так, это не по-нашему». Но вглядываясь в столь недавнее прошлое, невольно содрогаешься: а мы смогли бы вынести такое? Вынести и при этом остаться верными Богу?
В 1901 году Яков Маскаев, заканчивая «Оренбургскую духовную семинарию», женился на круглой сироте Валентине, воспитывавшейся в семье священника. В этом же году у них родился сын, который вскоре смертельно заболел. Отец Иаков, ставший к тому времени священником, горячо молился, и ребёнок чудесным образом выжил. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей. Но в восемнадцатом году ждало новое испытание: любимая супруга умерла. К тому времени Иаков Маскаев, служивший в Орске, был возведен в сан протоиерея и включен в состав епархиального управления.
В январе 1923 года на состоявшемся в Оренбурге собрании духовенства и мирян протоиерей Иаков был избран кандидатом на замещение новообразованной «Орской викарной епископской кафедры». Однако в то время высшая церковная власть была захвачена обновленцами и назначение викарием «Оренбургской епархии» было утверждено обновленческим «Высшим церковным управлением». Когда возникла возможность общения с «Московской Патриархией», епископ Иаков обратился с особым прошением к Патриарху Тихону о том, чтобы его приняли в молитвенно-каноническое общение. В конце 1923 года епископ Иаков сумел выехать в Москву, где встретился с Патриархом Тихоном и получил от него ставленническую грамоту. Эта грамота стала и благословением на крестный путь.
Через полгода епископ Иаков был назначен епископом Оренбургским и активно противодействовал обновленческому расколу в епархии. Видя непреклонность епископа в служении Православию и его решительную борьбу с обновленцами, ОГПУ в 1925 году арестовало владыку и приговорило к трём годам ссылки, которую он отбывал в Самаре.
В 1929 году, когда епископ Иаков служил в Балашове последовал новый арест. На этот раз ссылку он отбывал на Соловецких островах, в Кеми и Вишерских лагерях.
В 1933 году Иаков Маскаев был назначен епископом Барнаульским, а через два года возведён в сан архиепископа и через год снова арестован. Специальная коллегия Западносибирского краевого суда, не найдя достаточных доказательств по предъявленным обвинениям, постановила отложить слушание дела и отправить его на доследование. Однако после издания распоряжения Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 года «Об антисоветских элементах» дело было направлено на рассмотрение во внесудебном порядке. 25 июля «Особая тройка НКВД» приговорила архиепископа Иакова и многих других российских новомучеников к расстрелу.
Архиепископ Иаков Маскаев причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном «Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви» в августе 2000-го года. Для нас – это образец стойкости и мужества, а главное – веры. Веры в будущую жизнь, а значит и нашу тоже.