В 1501 году, вернувшийся с Афона на Русь монах Антоний поселился в пещерке на правом берегу Днепра возле Киева и стал возносить молитвы к Богу. Вокруг подвижника стала собираться братия и тоже стала копать себе пещерки. Так было положено начало «Киево-Печерской Лавре» – одной из самых почитаемых русских православных святынь. Спустя 400 лет уже на северо-западной окраине Руси близ города Печоры была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника на берегу ручья Каменец. Скоро и здесь стала собираться братия и появился «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь» – один из самых прославленных в России.
Минуло ещё 400 лет и на востоке Руси овдовевшему казаку Захарию Карцеву из станицы Верхне-Озёрной Оренбургской губернии было видение Пресвятой Богородицы. Она велела ему идти к селу Покровка, находящемуся на правом берегу реки Самары и открыть источник живой воды. В лето 1896 года на указанном Богородицей месте Захарий раскопал родник, расчистил и благоустроил место вокруг него. А сам поселился тут же в небольшой пещерке, пребывая в посте и молитвах. К нему потянулись люди, ищущие спасения и подвига. Место на горе Монастырка начало преображаться: подвижники построили домовую деревянную церковь, братский корпус, колокольню, просфорню, пекарню, посеяли хлеб, посадили фруктовый сад и устроили пасеку. А главным делом братии было – копание пещер, подобных Киево-Печерским. Со временем пещеры ушли глубоко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами. В 1909 году казак Захарий был пострижен в монахи с именем Зосима и стал игуменом «Свято-Никольского монастыря», именуемого в народе «Святые пещеры». К 1916 году здесь жило около двухсот насельников.
После «октябрьского переворота» вышло постановление о закрытии церквей. Оставшимся монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием его в печати. Желающих сделать такое не оказалось. Тогда монастырь был закрыт и разрушен, пещерные ходы засыпали, а вход замуровали. В конце 30-х годов оставшихся монахов арестовали и 27 из них были расстреляны.
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя 50 лет. После долгих поисков, 8 июня 2002 года вход в «Святые Пещеры» был найден. Началось возрождение обители. Вновь обустроен подземный «храм святых преподобных Антония и Феодосия Печерских», над входом в пещеры освящен «храм Рождества Иоанна Предтечи» и выстроена колокольня с храмом святой преподобной Марии Египетской. Под горой расчистили и освятили «Никольский родник» с купальнями. В мае 2018 года состоялось открытие «Свято-Николаевской женской обители».
Святыни не уходят безвозвратно, даже если их пытаются разрушить, закрыть и замуровать. Они обязательно воскресают. Только сначала они должны воскреснуть в наших сердцах. Тогда мы сможем увидеть и ощутить их и снова удивиться чуду воскресения.