С начала великой Отечественной войны в Самару, тогдашний – Куйбышев, было эвакуировано более сорока крупных предприятий, которые сразу же стали работать на оборону. Всего за год на необжитых местах выросли гигантские корпуса заводов и жилые кварталы новых районов, а население города удвоилось. Для нормального функционирования требовались уголь, нефть и мазут. До войны львиную долю топлива в Куйбышевской области составляли донецкий уголь и бакинская нефть. Но теперь Донбасс был оккупирован, бакинская нефть отрезана, и Куйбышев оказался на голодном топливном пайке. И тут вспомнили о природном газе. В конце 30-х годов в Поволжье повсеместно проводились геологоразведочные работы – искали нефть. А на границе Куйбышевской и Оренбургской областей вместо «черного золота» буровые станки вскрыли подземные пласты с крупными запасами природного газа. Тогда скважины были законсервированы и вот теперь запасы пригодились.
7 апреля 1942 года «Государственный Комитет Обороны» принял решение о строительстве газовой магистрали Бугуруслан-Куйбышев протяжённостью 160 километров. Это был первый магистральный газопровод в СССР. Его сооружение поручалось тресту «Центроспецстрой». В районы строительства из Баку были переброшены 800 квалифицированных нефтяников с семьями. Многолюдное пополнение разместили у местных жителей. А контора треста обосновалась в здании бывшей церкви. Сооружение газопровода по праву можно назвать всенародной стройкой: на различных работах были заняты горожане, колхозники, учащиеся и военнослужащие. Траншею рыли с помощью лопат, ломов и кирок. Все другие работы – сварку труб, изоляцию и засыпку тоже выполняли вручную. Трубы в траншею опускали с помощью ручных, как на обычных сельских колодцах, воротах. Материалы для стройки перевозили с железнодорожных станций на лошадях, быках и верблюдах.
Люди работали до изнеможения. Надо было успеть до осенней хляби и последующих заморозков закончить выемку грунта из траншей. Но снежные бураны с крепкими морозами, а затем талые воды испортили открытые траншеи – завалили их грунтом. Пришлось заново выравнивать края траншей и очищать дно. Строителям магистрали потребовались специальные стальные трубы, но изготовить их было непросто – весь металл в стране шёл на выпуск вооружения и боеприпасов. Решили, что недостающие металлические трубы заменят асбоцементными повышенной прочности. Асбоцементные трубы на стыке соединялись муфтами, а резиновые кольца для уплотнения соединительных муфт на морозе быстро твердели, становясь непригодными. Натянуть муфту было невероятно трудно. Тогда женщины в основном работающие на стройке, стали закладывать кольца под телогрейки и сорочки, и теплом собственного тела согревали резину. После чего к ней возвращались требуемые мягкость и эластичность. Последние километры газопровода проложили из отработанных орудийных стволов.
15 сентября 1943 года на восточной окраине Куйбышева вспыхнул факел – бугурусланский газ пришел к Волге. Началась регулярная подача газа на оборонные предприятия, а затем и в жилые дома крупнейшего промышленного района, названного в народе Безымянкой. / Сейчас, спустя почти восемь десятилетий вглядываясь в то время, невольно поражаешься: как возможно было это вынести? Нет у человека таких сил! Но есть смирение, терпение и Вера! Сегодня на «Аллее трудовой славы» в Самаре открыт арт-объект в честь трудового подвига строителей первого в СССР магистрального газопровода Бугуруслан-Куйбышев: три языка пламени устремлены в небо как символ вечной славы великого народа-подвижника.
источник фото oblgaz56.ru