Старообрядчество – это история страданий и потерь, возвращения и обретения, необычайной преданности вере, героизма и, одновременно, бунтарства.
В результате церковных «никоновских реформ» в русской православной церкви произошел раскол. Многие православные верующие, не принявшие изменений в православных обрядах (то есть старообрядцы), уезжали из России.
После манифеста Екатерины Великой о возвращении бежавших за границу русских людей, старообрядцам были выделены плодородные и необжитые земли Поволжья. После сотни лет притеснений и гонения за веру в католической Европе, староверы наконец возвратились на родину.
Монахи из старообрядцев, в немалом количестве вернувшись из Европы, обосновали первые скиты на левом притоке Волге – Большом Иргизе. Иноки жили в землянках и вели аскетичный образ жизни, чем снискали немалое почтение местного населения. К ним приходили за советом и поучением, крещением младенцев или благословением молодых. Со временем, скиты превратились в богатые старообрядческие монастыри: мужские – «Нижне-Воскресенский», «Средне-Никольский», «Спасо-Преображенский» и женские – «Вознесенский» и «Покровский». Численность старообрядцев неуклонно росла.
Именно старообрядцы внесли основной вклад в развитие экономической мощи Поволжья – организовали кожевенное и овчинное производство, кузнечные работы, судостроение, торговлю хлебом, железом и железными изделиями, скотом и мясом, маслом, пенькой и холстом. Но личное благосостояние воспринималось лишь как средство помочь единоверцам. Благотворительность была неотъемлемой частью жизни старообрядцев – богатые купцы и промышленники тратили немалые деньги на поддержку монастырей и скитов, строительство новых часовен и храмов. А кроме того, привозили в монастыри со всего света редкие православные реликвии.
Так, например, купцы Мальцевы, обосновавшие собственное производство и торговлю в городе Балаково Саратовской области, в течение нескольких поколений передавали значительные денежные суммы на поддержание старообрядческих общин и скитов. Они собирали редкие рукописи, издания и иконы, строили богадельни, приюты и школы. Но настоящим делом жизни купцов Мальцевых стало строительство старообрядческого «храма Святой Живоначальной Троицы» в родном Балаково.
Не может не впечатлять святой подвиг поволжских старообрядцев по сохранению преданности вере, стремлению сберечь православные традиции и культуру, дисциплине и трудолюбию. Именно стараниями старообрядцев Поволжье превратилось в крупный православный культурный центр и настоящую житницу России.