По рассказам фронтовиков и из многочисленных фильмов о войне мы знаем, что после боя солдаты любили слушать музыку. Кто-то доставал из землянки потрёпанную временем и боями гармонь, кто-то – гитару или балалайку. Звучали первые нотки аккордов и бойцы начинали петь сначала вполголоса, а потом всё громче и громче. Откатывались постепенно от души ужасы войны, скорбь о погибших товарищах и утихали раны. Вспоминались мирное время, родной дом, семья, первый школьный вальс… Мы и сейчас с лёгкостью назовём с десяток песен военной поры, которые родились на фронте.
Часто к бойцам приезжали фронтовые творческие бригады и между боями, и в госпиталях, устраивались концерты. Музыка на войне имеет огромное психологическое значение и духовное влияние, настраивая солдат и офицеров перед боем на доблесть и отвагу.
С детства нам известен мотив вальса «На сопках Маньчжурии». Первоначальное название: «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Автором этого бессмертного произведения является Илья Алексеевич Шатров.
В конце девятнадцатого века в небольшом уездном городке Мокшан Пензенской губернии был сформирован резервный батальон, получивший название «Мокшанский».
Батальон славился своим духовым оркестром, который возглавлял подпоручик Илья Шатров – выпускник «Варшавского музыкального института». Выступления оркестра всегда были настоящим праздником для горожан. В годы русско-японской войны батальон был доукомплектован, получив название «214-й Мокшанский пехотный полк». Летом 1904 года, при личном участии российского императора Николая II, полк отправили в Маньчжурию. В феврале следующего года полк в «Мукденском сражении» оказался в кольце противника. Одиннадцать суток полк не выходил из боя. В критический момент, когда иссякли и силы, и боеприпасы, грянул полковой оркестр. Военные марши следовали один за другим. Японцы дрогнули. В финале прозвучало русское «Ура!». Окружение было прорвано. За этот подвиг семь оркестрантов были награждены солдатским Георгиевским крестом, а Илья Алексеевич Шатров был представлен к ордену Станислава третьей степени с мечами. Вскоре имя капельмейстера узнала вся Россия.
После окончания войны Илья Шатров решил, в память о погибших товарищах, написать вальс. В 1906 году в Самаре, куда был переведён полк, Шатров знакомится с издателем и композитором Оскаром Кнаубом, который согласился выпустить новый вальс в своём издательстве. За три года ноты с вальсом «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» переиздавались более ста раз огромными тиражами. Многие поэты писали слова к этому вальсу, но самый популярный текст из них был написан Скитальцем (Степаном Гавриловичем Петровым). Именно ему принадлежат строки: «Тихо вокруг / Сопки покрыты мглой… / Вот из-за туч блеснула луна / Могилы хранят покой».
Летом 1945 года, когда на Дальнем Востоке Красная Армия вела ожесточённые бои с Японией, вальс снова стал необычайно популярен, ведь военные действия также шли на территории Маньчжурии. Музыка вновь вдохновляла русских воинов на доблесть и подвиг, приближая нашу победу.