Архимандрит Павел (Леднёв)

* Поделиться

Выдающийся подвижник, миссионер и духовный писатель архимандрит Павел (в миру Пётр Иванович Леднёв) родился 16 января 1821 года в Сызрани в старообрядческой семье. Первую половину жизни он и сам принадлежал к старообрядцам-федосеевцам, занимая среди них весьма видное положение как хороший начётчик.

В 18 лет он выпросил у отца позволение поселиться в небольшой келье, построенной в саду, куда удалился для затворнической жизни. Через год он ушел на реку Крымзу, где у отца была небольшая пасека, расположенная среди глухого леса и в этом пустынном месте прожил шесть лет.

Намереваясь принять иночество, Пётр в 1846 году отправился в центр федосеевского раскола – на «Преображенское кладбище» Москвы. Раскольники пригласили поселиться у них, однако Петр не оставлял мысли найти уединенное место и устроить обитель со строгим иноческим уставом. Это совпало с планами федосеевцев организовать монастырь за границей. В начале 48-го года Пётр был отправлен в Восточную Пруссию, где недалеко от города Гумбиннен (ныне город Гусев Калининградской области) устроил старообрядческий «Войновский монастырь». Вскоре после этого Петром было осуществлено давнее желание – он принял монашество с именем Павел и его стали называть Павел Прусский.

При нем «Войновский Свято-Троицкий монастырь» пережил свой расцвет. Но отец Павел не прерывал исследований старообрядческих учений и вскоре пришел к выводу об их ложности.

Через 19 лет он отправился в Москву, где был представлен митрополиту Филарету Дроздову как ищущий соединения с Церковью. Митрополит Филарет благословил отца Павла поселиться в «Московском Никольском единоверческом монастыре». Уход пастыря из раскола произвел ошеломляющее впечатление на раскольников. Оно было тем более сильным, что вместе с ним из раскола ушли многие ученики, а также весьма влиятельные в расколе лица.

25 февраля 1868 года было совершено торжественное присоединение Павла Леднёва к Православной Церкви. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия. В декабре того же года Павел был рукоположен в священный сан иеромонаха и поставлен настоятелем «Никольского единоверческого монастыря». Позже за свои миссионерские труды был возведен в сан архимандрита.

Миссионерские поездки отца Павла, переходящие одна в другую, продолжались несколько лет. В их числе он предпринял и путешествие на свою родину, в Сызрань. Заезжая по пути в раскольничьи деревни, архимандрит вел миссионерские беседы и присоединял раскольников к Церкви.

Старообрядцы стекались к нему толпами. Беседы отца Павла производили на них такое сильное впечатление, что они не только их не избегали, а, наоборот, просили о новых собеседованиях. Результатом его миссионерской деятельности явилось устройство единоверческих церквей и приходов по всей России.

Сочинения архимандрита Павла представляют полную энциклопедию учения о расколе и полемики против него: нет вопроса из этой области, на который нельзя было бы найти более или менее полный, прямой и верный ответ. Ревностно трудясь на благо и распространение Православия в раскольничьей среде и словом, и пером, архимандрит Павел оставил по себе вечную память в истории миссионерской деятельности против раскола. Ко Господу великий подвижник отошёл 27 апреля 1895 года и был погребен в «Никольском монастыре», напротив горнего места алтаря Никольского придела «Успенской церкви».

Источник фото ru.wikipedia.org